САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Светлана Александровна
Ксения Сергеевна

Локальный или ямочный ремонт асфальтного покрытия

Очень часто мы наблюдаем, как на асфальтобетонном покрытии дорог, находящимся еще в целом в хорошем состоянии, появляются выбоины, превышающая допуски колейность, волны, просадки и другие локальные дефекты дорожной одежды. Основными причинами появления локальных дефектов асфальтного покрытия являются – слабое основание дорожного покрытия, не рассчитанное на нынешнюю интенсивность движения и пропуск большого числа большегрузного транспорта или допущенное при укладке асфальта нарушение технологии, или при приготовлении асфальтобетонной смеси.

Нарушения технологии приготовления или укладки асфальта при достаточно прочном основании дороги проявляются при их устранении, когда уложенные многие годы назад нижние слои асфальтного покрытия находятся в удовлетворительном состоянии, а разрушения наблюдаются в последнем уложенном слое. Иногда причинами появления дефектов становится сочетание перечисленных причин, каждая из которых влияет на прочность и долговечность асфальтобетонного покрытия.

Локальные дефекты дорог мало того, что непосредственно влияют на качество дорог и движения по ним, они обладают еще одним негативным свойством. Если не принять своевременных мер для их устранения, границы местных разрушений начинают расширяться, создавая серьезные помехи транспортным потокам. Своевременное выявление и устранение дефектов дорожного полотна, его лечение, должно быть первоочередной задачей эксплуатирующей компании, какой она и является на трассах федерального и регионального значения. Чего, к сожалению, нельзя сказать о дорогах местного значения.

Если локальные дефекты только начали появляться и их развитие еще не привело к значительному расширению границ, проводить полную замену в общем-то еще удовлетворительного асфальтного покрытия на определенном участке является экономически не обоснованным и нецелесообразным. Вполне достаточным бывает своевременное проведение локального или, как принято называть в обиходе, ямочного ремонта асфальта, который является определенным видом текущего ремонта дорог, посредством удаления разрушенного слоя асфальта и его замены в удаленных границах.

В настоящее время за основу принята следующая технология ямочного ремонта асфальтного покрытия, только выполнять его имеет право организация, имеющая соответствующий допуск. Вначале осуществляется определение границ дефектного места, которые должны на 20-30 см, но не менее 15 см перекрывать зону видимого разрушения полотна. Чаще всего границы удаляемого дефекта имеют прямоугольную форму, но может быть и любой другой формы, не допускается лишь наличие острых углов. После определения границ разрушения осуществляется их прорезка нарезчиком швов и удаление с применением отбойных молотков разрушенного асфальта. Применять отбойные молотки без нарезчика швов не допускается, в противном случае будут допущены нарушения целостности основного слоя за пределами заменяемой карты или заплаты ремонта.

После удаления разрушенной массы асфальта, производится тщательная очистка для обеспечения большего сцепления основания заплаты, а это, как правило, нижний когда-то уложенный слой асфальта, с применением при необходимости компрессора и обработка основания битумной мастикой. На подготовленное основание производится укладка нового асфальта с его уплотнением до нормативной величины виброплитой, либо миникатком. Естественно все дорожные работы производятся при ограждении соответствующими дорожными знаками.

При появлении частых и обширных дефектов дорожного полотна возможна целесообразность проведения реконструкции определенного участка трассы с разработкой детального проекта реконструкции, начиная с исследования состояния основания дороги.

Опыт работы с 2010 года

Качественное проектирование и согласование проектной документации